Категории раздела

Мои файлы [2]

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 25.09.2024, 17:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Наследие Эллады
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Мифология
[ Скачать с сервера (266.5 Kb) ] 21.11.2016, 15:40


 Мифология в истории культуры 

          Цель курса, его актуальность.  Актуальность курса обусловлена тем обстоятельством, что в современной культуре большое внимание уделено мифу, как мифологической образности, особенной античной, так и теории мифа. Ученые всего мира стремятся осознать специфику мифологического сознания и истолковать механизм мифообразования. Миф сохраняет огромное влияние на сознание современного человека. Понять, как формируются мифологические образы и представления, каковы принципы и приемы их создания, законы функционирования, когда речь идет о  культуре-   одна из задач курса. Обращение к сопоставлению мифов дает материал для понимания диалога культур. Проблемы межкультурной коммуникации в последнее время стала одной из наиболее значимых задач современного литературоведения, а мифология как наука – широким полем деятельности современных ученых.

            Задачи курса и методы их решения. Основными задачами курса являются:

– познакомить магистрантов со спецификой мифологического сознания;

– обозначить роль мифа в становлении культуры; 

– дать представление об архетипах в мифообразования в разных культурах;

– очертить круг основных, важнейших идей и достижений мифологии как науки, изучающей миф;

- познакомить магистрантов с наиболее авторитетными западными исследователями-мифологами и их работами;

– рассмотреть круг наиболее ярких мифологических образов в истории литературы и искусства. 

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Мифология в истории культуры» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав вариативной части ООП.

Областями профессиональной деятельности магистров, на которые ориентирует дисциплина «мифология в истории культуры», является образование и культура.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

– художественная литература,

– различные типы текстов.

- взаимосвязи искусств.

Профильными  для данной дисциплины является педагогическая, культурно-просветительская, научно-исследовательская профессиональная деятельность магистров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

-научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;

-прикладная .

Для освоения дисциплины «Мифология в истории культуры» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные  в ходе изучения дисциплин «История зарубежной литературы», «Введения в литературоведение», «История русской литературы», «Иностранный язык», «Философия».

Одновременно с изучаемым курсом читаются следующие курсы лекций и практических занятий: «Филология в системе современного гуманитарного знания», «История и философия науки», «Деловой иностранный язык», «Основы второго иностранного языка», «История западной эстетической мысли», «Социология зарубежной литературы», «Русская языковая картина мира».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения актуальных проблем современного литературоведения, история западной эстетической мысли, социологии литературы, прохождения педагогической практики, подготовки к написанию магистерской диссертации.

 

3.. ПланируемыЕ результатЫ обучения по дисциплине

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-2, 17

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

–  знать основные причины, факторы, способствующие формированию мифологического сознания;

– знать наиболее авторитетных отечественных и западных ученых-мифологов и их работы;

– иметь представление о статусе мифологии как науки в современном гуманитарном знании и об основных этапах ее развития .

 

Уметь

– анализировать литературное произведение, использующее мифологическую образность;

– анализировать  произведение искусства, использующее мифологическую образность;

 

Владеть

–  представлением о круге проблем, стоящих перед мифологией как наукой, и ее основных достижениях.

 

4..Объем дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 академических часов).

 

 

Количество академических часов

4.1. Объем контактной работы обучающихся с преподавателем

 

4.1.1. аудиторная работа

48

в том числе:

 

лекции

24

практические занятия, семинары

48

лабораторные занятия

 

4.1.2. внеаудиторная работы

 

в том числе:

 

индивидуальная работа обучающихся с преподавателем

 

курсовое проектирование

 

групповые, индивидуальные консультации и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем

 

Объем самостоятельной работы обучающихся

60

в том числе аудиторных часов, выделенных на подготовку к экзамену

 

 

5..содержание дисциплины

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

Общая трудоёмкость в акад.часах

Трудоёмкость по видам учебных занятий (в акад.часах)

Лек

Лаб

Пр

СРС

1

Раздел 1. Понятие о мифологии. Понятийный аппарат мифологии. Статус мифологии в структуре современного гуманитарного знания.

Понятие о мифологии. Предмет исследования мифологии.  Основные категории и понятия мифологии: миф, мифологема, архетип, мифологическое сознание и т.д. Факторы, влияющие на формирование мифа. Связь мифа с понятиями: ритуал, религия, эпос, образ, символ, знак, эмблема. Междисциплинарный характер мифологических исследований. Мифология и разные виды искусства. Мифология и художественная литература. Мифология и культурология. Мифология и история. Мифология и философия. Мифология и антропология. Мифология на современном этапе – актуальная научная дисциплина.

36

6

 

12

18

2

Раздел 2.  Истоки, генезис и основные этапы развития мифологии.

Взгляд на миф в античной культуре и его эволюция от Гомера до Аполлодора. Роль английской и французской  этнологии, культурологии и философии  в генезисе мифологиии. Взгляды на миф в эпоху Средних веков и Возрождения. Миф в интерпретации мыслителей 17-18 вв. Миф в теориях немецких романтиков.  Английская ритуалистическая школа и ее вклад в развитие мифологии. Психоаналитическая философия о мифе. Миф в теориях французских структуралистов и постмодернистов. Окончательное становление мифологии как самостоятельного научного течения. Установка на междисциплинарность в исследовании мифопоэтики.

36

6

 

12

18

3

Раздел 3.  Литературоведческие работы с мифологической проблематикой.  Перспективы развития имагологии.

Современные западные мифологии и наиболее значительные работы теоретического и методологического характера по мифологии.    Труды Тейлора, Фрэзера, Фрейда,Юнга, Шранка, Элиаде и их методология. Литература как почва и «арсенал» мифологических образов архетипов. Миф в других видах искусства. Литература как важнейший инструмент формирования мифотворчества.

Усиление интереса к мифологии в современном отечественном литературоведении. Значение трудов Лосева, Топорова, Аверинцева, Гаспарова, Тахо-Годи и др.  Задачи  мифологии как науки  на современном этапе.

36

 

 

12

24

 

 

6..УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

1

Раздел 1. Понятие о мифологии. Понятийный аппарат мифологии. Статус мифологии в структуре современного гуманитарного знания.

 

Подготовка к практическому занятию.

Чтение критической литературы, указанной в п.8

Конспектирование критической литературы (Лосев, Мелетинский и др.)

2

Раздел 2.  Истоки, генезис и основные этапы развития мифологии.

 

Подготовка к семинарским и практическим занятию.

Чтение критической литературы, указанной в п.8

Конспектирование критической литературы (Лосев, Мелетинский и др.)

3

Раздел 3.  Литературоведческие работы с мифологической проблематикой.  Перспективы развития имагологии.

 

Подготовка к семинарским и практическим занятию.

Чтение критической литературы, указанной в п.8

Конспектирование критической литературы (Лосев, Мелетинский и др.)

 

7.. Фонды ОЦЕНОЧНЫх СРЕДСТВ

 

7.1.Оценочные средства для проведения  текущей аттестации

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

1

Раздел 1. Понятие о мифологии. Понятийный аппарат мифологии. Статус мифологии в структуре современного гуманитарного знания.

 

Проверка конспектов в ходе практического занятия.

2

Раздел 2.  Истоки, генезис и основные этапы развития мифологии.

 

Проверка подготовки к практическому занятию.

3

Раздел 3.  Литературоведческие работы с мифологической проблематикой.  Перспективы развития имагологии.

 

Проверка подготовки к практическому занятию.

 

7.2. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации

 

Тематика рефератов

 

1.Мифологическая основа гомеровских поэм.

2.Роль мифа и ритуала в становлении драмы.

3. Миф в сочинениях греческих историографов.

5. Мифологическая образность в древнегреческой лирике.

6.Мифологическая поэма Овидия «Метаморфозы».

7.Боккаччо о мифологии.

8. Миф в поэзии Чосера.

9. Мифологическая образность в поэзии «Плеяды».

10.Миф в живописи эпохи Возрождения.

11.Специфика мифологической образности в искусстве барокко.

12.Модернизм в литературе модернизма (на примере одного из авторов).

 

Перечень вопросов к зачету по итогам 2 семестра

 

1.         Понятие о мифе в гуманитарных науках.

2.         Классификация мифов.

3.         Понятие об архетипе в трудах К. Юнга.

4.         Миф и ритуал.

5.         Миф и эпос.

6.         Миф и религия.

7.         Миф и символ.

8.         Миф и аллегория.

9.         Мифы старого и нового времени.

10.       Структура мифа.

11.       Специфика мифологического сознания.

12.       Календарные мифы.

13.       Антропогонические мифы.

14.       Астральные мифы.

15.       Космогонические мифы.

16.       Мифы о культурном герое.

17.       Представление о мифе в трудах М. Элиаде.

 

 

8.. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

8.1. Перечень основной учебной литературы

 

1. Найдыш В.М. Мифология. – М., 2010. Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/215281/

 

2. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. – М., 2008. Диалектика мифа / Лосев А. Ф. – Москва : Директ-Медиа, 2008 . – 414 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=7281 .

3. Лосев А. Ф. Боги и герои Древней Греции. – М., 2009.

8.2. Перечень дополнительной учебной литературы

 

Библейская энциклопедия. – М., 1991.

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. – М., 1987.

Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада – М., 1990.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1987.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1995.

Мифологический словарь. – М., 1991 и др изд.

Мифы народов мира в 2-х т. – М., 1980 и др. изд.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. – М., 1972.

Герхардт М. Искусство повествования. Пер. с англ. – М., 1984.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М., 1992.

Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. – М., 1974.

Египта. – М., 1996.

Кейпер Ф.Б. Труды по ведийской мифологии. Пер. с англ. 1986.

Котляр Е.С. Миф и сказка Африки. – М., 1975.

Лидова Н. Древнеиндийская драма и ритуал. – М., 1993.

литературные традиции. –  М., 1991.

Лорд А.Б. Сказитель. Пер. с англ. – М., 1995.

Люмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. Пер. с франц. 1976.

М., 1970.

Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего

Невелова С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. – М., 1975.

Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и

Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969.

Путилов Б.Н. Миф – обряд – песня Новой Гвинеи. – М., 1980.

Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае. – 

Сахаров П.Л. Мифологические повествования в санскритских пуранах. 

Тэрнер В. Символ и ритуал. Пер. с англ. – М., 1983.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. – Л., 1978.

Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 1995.

 

  1. Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины

 

•          Библиотека Гумер – гуманитарные науки. http://www.gumer.info/

•          Элиаде М. Аспекты мифа

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/el_asp/01.php

•          Лосев А. Миф - развернутое магическое имя. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev/mif_razv.php

•          Электронная библиотека Грамотей. Мифология кельтов. http://www.gramotey.com/?open_file=1269037618

•          Электронный ресурс "Мир книг". Античная мифология в искусстве. Словарь http://mirknig.com/knigi/kultura/1174313671-antichnaja_mifologija_v_iskusstve_slovar_direktmedija.html

•          Мифология. Электронная библиотека.

http://eknigi.org/gumanitarnye_nauki/178883-mifologiya.html

•          Электронная библиотека RoyalLib.ru Книги из серии "Мифология" http://royallib.ru/serie/mifologiya.html

 

 

 

 

  1. Перечень информационных технологий

 

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходимо использование следующего программного обеспечения и информационных справочных систем:

- Мультимедийные средства, диски с художественными и документальными материалами по истории, литературе и культуре.

 

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходима следующая материально-техническая база:

- оборудованные аудитории

- технические средства обучения (компьютеры, видео-, аудиоаппаратура);

- учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы);

- программное обеспечение Word

 

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИю ДИСЦИПЛИНЫ

 

Посещение лекций и освоение лекционного материала – одна из главных задач для обучающихся, поскольку именно на лекциях излагается  общая концепция изучаемого культурного периода. Внимательно слушая лекцию, полезно делать записи основных положений, развиваемых лектором, взвешивать предлагаемые аргументы,  отмечать выделенные  отрывки из текста, вслушиваться в их комментарий.

Лекции должны стать отправным  этапом к последующей самостоятельной работе, в которой самое главное – чтение текста. Причем, филологу важно развивать профессиональное чтение, не пренебрегая предисловиями, послесловиями автора, комментариями к тексту и т.д. Желательно выбирать текст в переводе, рекомендуемом лектором, хотя и не возбраняется обращение к другим переводам, их сравнение. Похвальна попытка обращения к оригинальному тексу при условии хорошего знания иностранного языка.

На этапе подготовки к семинару, нужно использовать как материал лекции, так и рекомендуемые преподавателем учебные пособия. Желательно обращаться к учебным пособиям, подготовленным преподавателями кафедры. Подготовка к семинару должна быть ориентирована на план, данный преподавателем .

  «Примерный план практического занятия» обычно открывается постановкой общих вопросов, связанных с определением тех или иных литературных родов и жанров, их роли в культурном контексте эпохи, установлении преемственных связей с традицией. Затем рассматриваются конкретные тексты в целях выявления их художественной специфики, вклада в развитие и обогащение традиции. Как правило, в ходе анализа текста затрагиваются проблемы фабулы, композиции, конфликта, системы персонажей и т.д. Заключительная часть практического занятия призвана показать значение произведения в античной традиции и культуре последующих эпох, оценить степень актуальности античного текста для современной эпохи.

К плану каждого занятия прилагаются «Материалы к занятию»: исследовательская литература, рекомендуемая для подготовки поставленных вопросов, отрывки из художественных текстов, предназначенные для более пристального анализа, фрагменты из работ наиболее авторитетных исследователей. Предполагается, что приведенные суждения исследователей могут стать основой возможной полемики, поскольку нередко содержат не только важные, но и нетрадиционные оценки текста и подходы к нему. Тем самым указанные фрагменты способны стимулировать самостоятельную мысль студента, побуждая его к выработке собственной позиции.

Работая с текстом и учебным пособием, студент также получает возможность более полно проявить себя при выполнении индивидуального задания. Студенту важно попробовать себя в работе над докладом, рефератом, написанием эссе и т.д. Подготовленные темы могут быть включены в ход практического занятия или же доложены студентом на зачете, экзамене, в форме индивидуального общения с преподавателем в электронной среде. Некоторые темы, как представляется, могут также вырасти в материал курсовой работы или дипломного сочинения, особенно в тех случаях, когда предполагается привлечение контекста, анализ складывающейся традиции, обращение к взаимодействию явлений  русской и зарубежной литературы и т.д.

Категория: Мои файлы | Добавил: vsemlit
Просмотров: 751 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024